30 июля 2011 около 19.00Нижегородская область, около 50 км от города. полёты на пассивной лебёдке в районе населённого пункта Дубрава, затяжки над убранными полями, местами прорезанными оврагами и лесополосами.

Погода термичная днём, вдали образовывались грозы, и на нас слегка покапало, к вечеру дуло 2 м/с северо-западом, термичность не ощущалась.

На полётах в тот момент было не много народу. Четверо учеников с разным опытом летающие на учебных крыльях, Альбина со своим Грифом, и самостоятельный пилот Артём Сухоребров. В процессе затяжки на дороге встретился подъехавший ещё один из учеников.

Непосредственно наблюдали ЛП четверо включая меня.

Снаряжение — крыло NOVA MAMBOO, подвеска AVAsport Sprinter, запаска присутствовала, рация Kenwood дапазона 144 МГц в наплечном кармане подвески, кокпит CHARLY, прибор FLYMASTER B1, каска Carrera56. треккинговые ботинки Raichle кожаные, перчатки, брюки, куртка.

На старте присутствовала аптечка, но только с перевязочными материалами. В лебёдочной машине автомобильная аптечка. Специальных навыков по оценке ситуации и принятию решения на применение инъекций не было. Приехавший в процессе затяжки ученик — врач (хирург), но и у него не было специальных средств (шин, портивошокового, капельниц. ).

Пилот Артём Сухоребров, опыт полётов 1,5 года динамик, термодинамик, лебёдка, парение в термических потоках, один выезд на Юцу.

Второй полет за день (в первый были безуспешные попытки зацепиться за поток).

Полёт на отработку тугой спирали по инициативе Артёма

Я провёл обязательный инструктаж перед выполнением упражнения.

Затяжка на 420м, обрыв.

С парашютом отлет к дороге, отцепка троса.

Попытки выполнения спиралей на радиоведении, при этом потеря высоты порядка 100м.

После рекомендаций сделать оборот клеванты на руку и резче работать клевантой и весом крыло было введено в спираль со снижением около 15м/с (крыло визуально под углом около 45 градусов к горизонту, ухо на горизонте)

После двух оборотов на команды по выходу Артем не реагировал, запасным парашютом не воспользовался.

По оговоренному на инструктаже алгоритму вывода в случае попадания в режим спиральной нейтральности я требовал работать на выход противоположной клевантой до появления тенденции на выход, с последующим переводом в более пологую спираль внутренней клевантой а потом уже выход отпусканием внутренней, в случае невозможности управления бросать запаску), как потом он сказал не слышно было рацию из-за гула воздуха или слышно обрывки (рация была моя без гарнитуры)

Аппарат находился с состоянии спиральной нейтральности, вероятнее всего пилот находился в состоянии ступора, из-за того что не помнил что делать в ситуации когда крыло не выходит само из спирали при отпускании клеванты (судя по его попыткам вспомнить, по моей просьбе, что он предпринимал находясь в спирали, чётких воспоминаний о каких-либо действиях не было)

Падение в спирали на небольшой уклон оврага с высокой травой рядом с полем метров за 400 от дороги без какого-либо выполаживания перед землёй.

Обнаружили минут через 5-7 в сознании лежащим на крыле, с обмотанными стропами ногами (прямой видимости места падения с дороги не было, пришлось искать ближайший съезд на поле, а потом искать по оврагам, благо нас в машине было трое, довольно скоро Артём ответил по телефону и покричал) Результат первичного осмотр и опроса — болевой шок, человек адекватен, сломана левая нога в районе бедра и что-то со стопой второй ноги, подозрение на перелом рёбер поскольку тяжело дышать, подозрение на повреждение таза.

Погрузили в подвеске на переднее сиденье буксировочной машины, довезли до дороги, обсудили ситуацию с доктором, решили везти в НН, по дороге договорились со Скорой что перегрузим в городе (доктор позвонил главному дежурному по скорой в Нижнем)

В процессе поездки Артём был адекватен, отвечал на вопросы, была явно видна большая кровопотеря по холодным рукам и бледности.

Через 40 минут в городе встреча со Скорой, капельницы, наркотическое обезболивание, после которых боль явно спала, далее транспортировка в 33 больницу.

Через час стал понятен диагноз — сложный перелом левого бедра, вывих правой стопы, перелом крестца, перелом седалищной кости, состояние стабильно тяжелое, большая кровопотеря (все переломы закрытые) В больницу вызвали отсутствовавшего специалиста по УЗИ. которое показало отсутствие повреждений внутренних органов. Артёма оставили на ночь в реанимации с диагнозом состояние стабильное тяжёлое, под наркотиками с принудительной подачей кислорода. До 4 утра мы мониторили ситуацию — врач принимавший Артёма в больнице оказался другом нашего доктора, соответственно информацию мы получали из первых рук. Как только поставили диагноз я связался с его родителями, подробно изложил суть происшедшего, передал им, что в больнице в реанимацию родственников не пускают, а кроме того он под наркотиками и без сознания.

Как сказал реаниматолог с 4 до 6 утра начались скачки давления, геморрогический шок 3-ей степени (тут могу ошибаться официальную причину узнаем завтра ), попытки реанимации в течение этого времени оказались безуспешны.

Как мне объяснили — в результате сложных микробиологических порцессов в организме связанных с большой кровопотерей, и несвоевременным принудительным замещением крови, перестало работать сердце. Геморрогический шок 3-ей степени возникает в результате кровопотери 40% и более, в этом случае если в течение первых 20-и минут не начать делать вливания замещая вытекшую кровь, то организм начинает выделять тромбоциты закупоривая сосуды чтоб оставить приток крови к мозгу. Процесс не обратим, и зарубцевавшиеся сосуды обслуживающие разные органы, в первую очередь сердце, теряют функциональность, с последующим отмиранием. Выход — либо за 20 минут привезти в реанимацию, либо капать самим и делать противошоковое, но это отвественность (большая вероятность, что уголовная) на том, кто будет делать эти манипуляции, если конечно этим не занимается дипломированный врач.

Две страховки, как сработают пока не знаю

Крыло пока не просматривали, подвеска практически не пострадала.

Ситуация очень тяжёлая для всех Нижегородских парапланеристов, когда накопится видение нескольких очевидцев, пока проработаем возможные алгоритмы действий в таких стуациях, нужно время.

По способам освоения режима есть несколько мнений, тот который использовал я был успешен в течение 13 лет моей инструкторской работы. Здесь отдельная большая тема для разбора с рекомендациями и открытыми вопросами. Эту работу я проделаю в ближайшее время, но не срочно (прошу понимания).

автопортрет

вот такой классный весёлый парень

Редактировалось: SAP (01 Авг 2011), всего редактировалось 2 раз(а)

Комментарии запрещены.

Навигация по записям