Параплан — на сегодня, пожалуй, самый доступный для пилотирования летательный аппарат. В отличие от других аппаратов он обладает уникальным сочетанием летных и эксплуатационных качеств.
Благодаря специальным материалам, из которых он сделан, параплан весит не более 6-7 килограммов. Полный полётный вес системы зависит от веса пилота и составляет в среднем 90 килограммов. Площадь же несущего крыла насчитывает 25-29 квадратных метров!
Именно благодаря этому сочетанию параплан может осуществлять уверенный полёт, используя даже очень слабые восходящие потоки. Фирменный параплан при аккуратном обращении способен прослужить несколько лет и что самое главное он очень удобен в транспортировке.
Название параплан образовано от слов: парашют и планер. Однако конструктивно купол параплана отличается от обычного парашюта. Обусловлено это различием основных задач, которые выполняют парашют и параплан. Парашют изначально создавался для безопасного приземления пилота после его покидания самолёта в аварийных ситуациях. Параплан же обеспечивает планирование (свободный полёт) пилота набольшие расстояния, благодаря восходящим потокам воздуха. Схематично параплан состоит из купола и подвесной системы.
Купол параплана состоит из секций, образованных верхним (1) и нижним (2) полотном, с продольными переборками (3) в которых для снижения веса конструкции устроены отверстия (4). Благодаря переборкам и формируется профиль несущего крыла. По задней кромке крыла полотна сшиваются сплошным швом. На передней кромке полотна не сшиваются, образуя так называемый воздухозаборник (5), усиленный жесткой лентой и накладкой-усилением (6). Для крепления строп на куполе параплана имеются усиления (7), с пришитыми петлями (8).
Подвесная система пилота (13) крепится к куполу параплана с помощью системы строп (9) и свободных концов (10), оснащённых карабинами (11) и (12). Управление парапланом осуществляется при помощи управляющих строп — кливантов (14). Протектор (15), защищает пилота от ударов при грубом приземлении. Запасной парашют (16) предназначен для использования при возникновении нештатных ситуаций.
Параплан с мотором называется мотопараплан или парамотор .
Мотор с пропеллером, как правило, закрепляется на подвесной системе, специальной раме или специальной тележке.
Мотопараплан с тележкой принято называть паралетом. Мотопарапланы (парамоторы), стартующие с ног имеют все преимущества безмоторного параплана.
В обращении парамотор прост и неприхотлив. Управление парапланом осуществляется переносом силы тяжести пилота на правую или левую части крыла и за счет изменения геометрии задней кромки крыла при помощи управляющих строп.
21.02.2015