Главное «оружие» десантника – это, конечно, парашют, основное средство доставки «крылатой пехоты» с неба на землю. Обязательная программа прыжков предусмотрена абсолютно для всех – срочников, контрактников, офицеров и генералов. Прыжки совершают даже музыканты военных оркестров – со своим инструментом, разумеется. Существуют специальные контейнеры для труб и барабанов.
Прыгает даже командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Несмотря на запрет врачей совершать прыжки после автомобильной аварии и тяжелого ранения в Чечне, Владимир Анатольевич продолжает прыгать с парашютом. Крайний раз – на новой парашютной системе «Арбалет». Кстати, рекомендации командующего впоследствии были учтены при доработке этого парашюта.
Основным парашютом десантных войск считается система Д-10 и Д-12, пришедшие на смену трудяге Д-6, долгие годы стоявшему на вооружении ВДВ. Впрочем, новобранцам при первом прыжке достается и «ветеран» Д-5 – «дубовый», как прозвали его десантники за практически полное отсутствие управляемости. Основное отличие всех российских штатных парашютов – абсолютная надежность. Если соблюдать все этапы укладки (норматив на «отлично» составляет 45 минут), гарантируется срабатывание купола и достаточно мягкое приземление.
Есть у десантников и специальные парашюты – для разведчиков и спецназа. Из существовавших можно упомянуть ПСН – парашют специального назначения, отличающийся повышенной управляемостью в воздухе и горизонтальной скоростью снижения. Сейчас им на смену приходит новая парашютная система «Арбалет» в нескольких модификациях. Ее уже окрестили «крыльями разведки ВДВ».
«Арбалет» отличает устойчивость при работе в воздухе, четкое реагирование на стропы управления, хорошая маневренность при разворотах, высокая скорость по горизонту. Парашют способен переместить десантника на 50 километров от точки выброски! 10 км – это проще простого.
Основной и запасной парашюты размещены в одном заплечном ранце. К подвесной системе крепится грузовой контейнер, рассчитанный на 50 кг веса. Для образного сравнения можно сказать, что прыжок на «Арбалете» – это как управление спорткаром после грузовика! Десантники опробовали новый парашют во всех климатических условиях – даже на Северном полюсе, высадившись на остров Котельный.
Долгие годы на вооружении ВДВ стояли БМД-1 – боевые машины десанта, предназначенные для десантирования из транспортных самолетов на МКС (многокупольная система) и ПРС (парашютно-реактивная система). Хорошо зарекомендовали себя и последующие модификации боевых машин – БМД-2 и БМД-3, отличающиеся калибром пушки (40 мм вместо 100 мм) и улучшенными характеристиками двигателя.
Сейчас идет перевооружение войск на более надежную технику – БМД-4М и десантируемый бронетранспортер (БТР-МДМ) «Ракушка», которые после испытаний были рекомендованы госкомиссией к принятию на вооружение Воздушно-десантных войск. До 2025 года войска получат свыше 1,5 тысяч новых БМД-4М, а также более 2,5 тысяч БТР «Ракушка».
БМД-4М – легкая, гусеничная, бронированная, плавающая машина. Она имеет высокую огневую мощь, подвижность и проходимость, может применяться в различных климатических условиях и в любое время суток. Машина приспособлена к десантированию с самолётов транспортной авиации вместе с экипажем. Основной целью модернизации боевой машины десанта БМД-4 была разработка шасси с максимально возможным использованием узлов боевой машины пехоты БМП-3: ходовой части, силового блока, систем, обслуживающих силовой блок, трансмиссии, приводов управления, водомётных движителей и водооткачивающих средств, электрооборудования.
Установка этих систем и агрегатов потребовала существенного изменения корпуса изделия. В результате модернизации унификация с БМП-3 в части шасси по узлам, агрегатам и системам составила около 60%. Повышена надежность машины. Возросла подвижность и улучшилась управляемость.
Бронетранспортер ВДВ БТР-МДМ предназначен для перевозки личного состава (десанта), боеприпасов, запасных частей, ГСМ в составе ВДВ, десантно-штурмовых формирований морской пехоты ВМФ во всех условиях их боевого применения, в различных климатических условиях и для использования в качестве базовой машины при разработке семейства образцов ВВТ ВДВ (командно-штабных, машин связи и управления, медицинских, тылового обеспечения и др.).
По словам командующего ВДВ генерал-полковника Владимира Шаманова, сейчас идет подготовка к созданию новой бронированной машины на колесной базе. Ведутся переговоры с «КамАЗом», который разработает по рекомендациям десантников новый БТР – высокоскоростной, маневренный, предназначенный для десантирования с самолетов ВТА.
«Подобный бронеавтомобиль предназначен для подразделений разведки и будет обладать пятой степенью защиты, что крайне важно в условиях современного огневого боя, – говорит Владимир Шаманов. – Мировая практика показывает, что колесный бронеавтомобиль обладает большей скоростью и меньшим расходом топлива. Проходит тестирование и российский бронеавтомобиль «Тигр»».
Среди специального оружия ВДВ появится и подводный автомат, в разработке которого непосредственное участие принимает и командующий. Его ТТХ засекречены.
Ныне на вооружении спецподразделений российской армии стоит АДС – автомат двухсредный специальный. Это уникальнейший образец российского оружия, который не имеет аналогов в мире. Модель автомата также до недавнего времени была засекречена, и увидеть его можно было лишь на фотографиях и картинках.
Также в ВДВ активно используются квадроциклы и снегоходы. Их уже протестировали во время учений и даже представили за границей – в Сербии. По отзывам самих десантников, новая мобильная техника прекрасно зарекомендовала себя во всех климатических условиях.
Полную версию эксклюзивных съемок с учений ВДВ смотрите в новом выпуске программы «Военная приемка».