Парашютный спорт – вид авиационного спорта, спортивная дисциплина, в которой человек, экипированный парашютом, отделяется от летательного аппарата (самолета, аэростата и т. п.) и в воздухе в свободном падении и в падении / планировании под куполом парашюта выполняет ряд движений (комплекс акробатических фигур и т. п.), с последующим приземлением. Для успешного приземления спортсмену необходим парашют.
В свободном падении парашютист находится довольно мало времени. При прыжке с 4000 тысяч метров на прыжок уходит всего 60 секунд. Скорость падения парашютиста, в среднем, — 50-60 м/сек (или 180-200 км/ч). Благодаря такой скорости парашютист имеет возможность свободно передвигаться в воздухе, используя в качестве «руля» те или иные части своего тела (руки, ноги и т. д.).
Из истории парашютного спорта
Парашют — от французского «parachute» (греческое «para» — «против2» и французского «chute» — «падать») — устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.
Считается, что впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи. В его рукописи 1495 упоминается о безопасном спуске с высоты с помощью «палатки» из накрахмаленного полотна размером 12 х 12 локтей. В начале семнадцатого века другой итальянский ученый, Фауст Веранчино, описал аналогичный аппарат, величина паруса которого зависела от тяжести человека.
Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен. Это было в 20-х гг. 17 века. Французский заключенный бежал из тюрьмы с помощью предварительно сшитого из простынь шатра, к низу которого прикрепил веревки и пластины из китового уса. Выпрыгнув из тюремного окна, беглец успешно приводнился…
В 1777 году другой француз, Жан Думье, приговоренный к смертной казни, опробовал «летающий плащ профессора Фонтажа». Узнику было предложено выполнить прыжок с крыши с «плащом». В случае удачного приземления ему даровалась жизнь. Эксперимент, как и в предыдущем случае, удался.
Так появился первый аналог парашюта. Практическое же применение парашютов началось в 18 веке, при освоении полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года Ленорман выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении.
22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже был совершен первый настоящий прыжок с парашютом. Француз Андре-Жак Гарнерин прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов.
У парашютов того времени существовал главный недостаток — постоянное раскачивание купола при снижении. Проблему, наконец, удалось разрешить англичанам. В 1834 году Коккинг создал парашют в виде опрокинутого конуса. К несчастью, в том же году при испытаниях этой системы, каркас купола не выдержал нагрузки и сложился, и Коккинг погиб. Другой ученый, Лаланд, предложил делать в традиционных системах парашютов отверстие для выхода воздуха из-под купола. Этот принцип оказался эффективным и применяется во многих системах парашютов до сих пор.
1 марта 1912 года был совершен первый прыжок с парашютом из самолета. Его совершил американский капитан Альберт Берри в штате Монтанна. Выпрыгнув с высоты 1500 футов и пролетев 400 футов в свободном падении, Берри раскрыл парашют и удачно приземлился на плацу своей части.
21 июня 1913 года прыжок с парашютом впервые совершила женщина. Двадцатилетняя отважная Джорджия Томпсон совершила свой дебютный прыжок над Лос-Анджелесом.
В ХХ веке начала бурно развиваться авиация. Появилась необходимость конструирования парашютов для спасения летчиков. Прежние парашюты были громоздки и для авиации были непригодны. В 1911 году русским изобретателем Глебом Евгеньевич Котельниковым был разработан специально для летчиков особый парашют — ранцевый парашют свободного действия.
Парашют имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того, как парашютист выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта и применяется до сих пор.
В послереволюционные годы, Котельников продолжил работу над парашютами — уже для советской авиации. Первый в СССР спасательный парашют применил летчик-испытатель М. М. Громов 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, из которого выйти не мог, и на высоте 600 м покинул самолет со спасательным парашютом.
Использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка (кстати, всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручался отличительный знак — маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда). В том же году эти парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям: В. Писаренко и Б. Бухгольцу.
Чуть позже в советской авиации появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете, организатором которой стал Л. Г. Минов. 26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством Минова впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. С тех пор этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР.
В 1951 году был проведен первый Чемпионат мира по парашютному спорту. В 1982 году в международной парашютной комиссии было уже около 60 стран. Сегодня соревнования по парашютному спорту проводятся в категориях: точность приземления; затяжные прыжки; индивидуальная акробатика (с выполнением комплекса акробатических фигур); групповая акробатика; купольная акробатика.
Виды парашютного спорта
Прыжки на точность приземления – парашютные прыжки точно в середину специально обозначенного на земле круга
Это самый старый из видов парашютного спорта. Прыжки на точность приземления появились в 60-е годы, когда появились первые управляемые круглые парашюты. Тогда задачей было приземление в 100-метровый круг. Отклонение на 80 метров считалось неплохим результатом. Сегодня допустимое отклонение — 0 сантиметров или, как говорят, — «нуль». В настоящее время существуют специальные парашюты, предназначенные для работы на точность приземления.
Индивидуальная акробатика – выполнение акробатических трюков в воздухе в свободном падении
Как разновидность парашютного спорта индивидуальная акробатика появилась, практически, одновременно с прыжками на точность приземления.
Если точность приземления — это умение управлять куполом, то акробатика — умение управлять своим телом на потоке. Больше 20 лет упражнения на умение управлять своим телом (в горизонтальной плоскости — выполнение спиралей, в вертикальной плоскости – вращения, выполнение сальто) были основой международных и национальных соревнований.
Впоследствии упражнения получили название «классический парашютизм».
Групповая акробатика – построение максимального количества фигур в воздухе из нескольких парашютистов
Это один из самых доступных видов спорта для продвинутых спортсменов. Первый вариант групповой акробатики «классический», — когда количество парашютистов в команде — 4 или 8. Соответственно команды называются «четверки» и «восьмерки». Основные фигуры для перестроения обычно известны и объявляются перед началом соревнования. Названия фигур уже дают некоторое представление о том, как они будут выглядеть: «рюмка», «звезда», «кольца» и т. п. Второй вариант групповой аккробатики — построение формаций из рекордно большого числа парашютистов.
Пара-Ски (Para — ski) – двоеборье по классическому парашютизму и забегу на лыжах.
Спортсмены сначала прыгают с парашютом на точность приземления ( классический парашютизм), а затем совершают забег на лыжах на определенной дистанции. Соревнования по этому виду парашютного спорта появились одновременно с соревнованиями по прыжкам на точность приземления.
Скайсерфинг (Skysurfing) – парашютные прыжки с лыжей с выполнением различных фигур в воздухе в свободном падении.
Это относительно молодой вид парашютного спорта. Появившись недавно, он получил очень бурное развитие в России.
Аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются почти другим видом спорта. Так как вся работа идет в свободном падении, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, который снимает весь прыжок. На основе этой видеозаписи ставится оценка.
Таким образом, команда состоит из двух человек: лыжника-скайсерфера и оператора. В зачет идет только 50 секунд прыжка. Оценивается мастерство и артистизм выполнения фигур, а также работа оператора. Для того, чтобы лыжа не мешала, в аварийных ситуациях существует автоматический механизм отцепки лыжи.
Фристайл (FreeStyle) — выполнение в воздухе в свободном падении набора различных фигур парашютистом.
Вся работа идет в свободном падении и для наблюдения прыжка нужен оператор. Отработка фигур на земле требует специального оборудования. Близко к фристайлу находятся Sit Flying («Полеты сидя» — в буквальном переводе) и Vertical Relative Work — VRW. Эти виды традиционно также считаются фристайлом, и имеют очень небольшие различия. Занятия фристайлом доступны для многих продвинутых спортсменов, но из-за дефицита информации по фристайлу в России этот спорт пока не получил должного развития.
Фрифлай (Free Fly ) – выполнение командой в воздухе в свободном падении различных фигур
Сравнительно молодая и, пожалуй, самая зрелищная артистическая дисциплина парашютного спорта. Появившись в начале 90-х, фрифлай стал результатом долгих поисков и попыток парашютистов вырваться за рамки жесткого и консервативного спорта.
Фрифлай — командный вид спорта. Команда состоит из двух спортсменов (перфомеров), выполняющих во время свободного падения различные фигуры, и снимающего их воздушного видеооператора. Этот вид спорта — интерактивная дисциплина, подразумевающая взаимодействие воздушного оператора и команды.
Выступление команды начинается с момента покидания летательного аппарата и длится 45 секунд. В отличие от традиционных видов парашютного спорта, где вертикальная скорость падения составляет 180-200 км/ч, во фрифлае скорость падения участников команды может достигать 250-300 км/ч за счёт вертикальных поз падения (вниз головой, стоя и т. п.) Мастерство членов команды характеризуется не только ловкостью владения своим телом, но и умением чувствовать воздушный поток и перемещаться в нём.
Свуп (Swoop) – парашютные прыжки с длинным пролетом над землей при приземлении.
С появлением скоростных эллиптических куполов появилась и возможность построения скоростных заходов на посадку и пролетов над землей. Для этой дисциплины некоторые производители даже выпускают специальные купола. Это высокотехнический разгон купола перед землей. Swoop, также как и купольная акробатика, является одной из опасных, но в тоже время зрелищной дисциплиной в парашютном спорте. С 1999 года проводятся соревнования по скорости и длине пролета, а при проведении соревнований на воде — и по точности.
Блейд Раннинг (Blade Running ) – прыжки с небольшой высоты с длинным пролетом над землей
Этот вид спорта начал развиваться в начале 90 гг. Блейд Раннинг несколько связан с дисциплиной свуп (swoop). При выполнении упражнения необходимо прыгнуть с небольшой высоты или не прыгать вовсе. Основная цель — лететь вниз по склону, держась на расстоянии 0.5-2 метра от него, и пролететь как можно дальше, маневрируя между флагами и развивая среднюю скорость в 100 км/ч.
Парабалунинг (Para — balooning ) – соревнования на точность попадания в цель маркера пилота самолета и выброшенного им парашютиста
Этот вид спорта — вид спортивного двоеборья. При выполнении упражнения пилот должен попасть в цель не только маркером (160-м лентой и закрепленным на ней 7-ми граммовым грузиком), но и выброшенным им парашютистом. Перед пилотом стоит сложная задача – лететь, как можно ниже, но не ниже 1000 м. т. к. для парашютиста нужна высота для прыжка. Первый Кубок по парабалунингу прошел в мае 2003 г. на Украине (г. Феодосия, Крым.)
Бейс (B. A.S. E.) – парашютные прыжки со статических объектов. B. A.S. E. — в переводе на русский сокращение слов: «высокие дома и небоскребы», «антенны и вышки», «высокие мосты», «скалы». Этот вид спорта — больше психологический, чем просто парашютный. Тем более, что больше половины прыжков совершается неофициально и незаконно.
Снаряжение для парашютного спорта
Купол и система – рюкзак, в котором сложены парашют и специальные крепления, которые не позволят парашютисту выпасть из системы во время раскрытия купола.
Запасной парашют — предназначен для эксплуатации в случае отказа работы основного парашюта.
Одежда — для прыжков с парашютом необходим специальный скайдайверский костюм или спортивный комбинезон, который защищает от ветра и холода.
Обувь — специальные ботинки для парашютитов крепко держат голеностоп. Шнуровка спереди и сзади дает защиту от вывихов и растяжений.
Шлем — в целях безопасности и для защиты глаз во время свободного падения необходим парашютно-мотоциклетный шлем.
Места для парашютных прыжков
Парашютные прыжки совершаются с различных летательных объектов, самолет, вертолет, в заранее обозначенные места или в специально отведенных местах — аэродомы. BASE прыжки совершают со статичных объектов: мостов, высотных зданий и т. п. Одни из самых сложных прыжков – высокогорные прыжки.
Смотрите также :
Назад к списку статей