Ииж. Ф. ПУРИНОВ
Как работает парашют
Работа парашюта основана на способности воздуха оказывать сопротивление двигающимся или падающим телам. Из повседневной практики хорошо известно, что всякий движущийся предмет испытывает тормозящее действие воздуха тем больше, чем больше его размеры и скорость движения. Так например, при тихой ходьбе человек почти не испытывает сопротивления воздуха, при беге это сопротивление становится довольно заметным. Если же бегущий человек возьмет в руки большой лист картона и, удерживая его перед собою, попытается бежать с прежней скоростью, то сопротивление воздуха станет еще больше. Это сопротивление зависит не только от размеров тела и скорости его движения, но также и от его формы. Чем больше на поверхности движущегося тела неровностей, тем большее сопротивление оказывает воздух его движению, так как значительная часть энергии затрачивается при этом на завихрение воздушного потока. Чтобы уменьшить сопротивление, телу придают хорошо обтекаемую форму. Особенно это необходимо быстро движущимся телам — самолету, дирижаблю, гоночному автомобилю и др. А так как парашют предназначен для замедления скорости падающего тела, при выборе его формы надо стремиться к противоположным результатам. Очевидно, наилучшей формой купола парашюта будет такая, которая при данных размерах дает наибольшее замедление спускаемому на парашюте трузу (например парашютисту).
Форма, которую купол принимает в воз
духе, зависит не только от его формы в сшитом виде, но и от длины строп, величины спускаемого груза и других причин. У наиболее распространенных типов парашютов у пас и за границей купол парашюта в сшитом виде имеет круглую, плоскую форму.
Форма купола должна быть устойчивой при снижении, т. е. давать незначительные раскачивания спускающемуся на парашюте грузу, так как сильное раскачивание ч^сто делает спуск и особенно приземление довольно неприятным, а иногда даже и небезопасным. Устойчивость парашюта при снижении зависит не только от формы купола, но и от размещения частей всей системы парашюта, величины, количества и расположения отверстий по куполу парашюта, а также плотности ткани.
Одним из наиболе сложных явлений, которыми сопровождается падение парашюта, является его раскрытие. Раскрытие парашюта можно разделить на два этапа: вытягивание купола и строп из ранца и наполнение купола воздухом.
Вытягивание купола и строп почти у всех употребляемых в настоящее время парашютов осуществляется с помощью парашюта-пилота, так называемого вытяжного парашюта. Происходит это так: после того как выдернуто кольцо, ранец раскрывается и из него вываливается парашют-пилот, который с помощью пружинного или другого механизма мгновенно раскрывается. Благодаря незначительному весу парашют-пилот, испы-