Стихия ветра древняя, как сама Земля, и непостоянная, как сама юность. Ветер всегда разный, он все время меняется, преподносит сюрпризы, кстати, чаще неприятные. Чтобы «оседлать» ветер, нужно постоянно отслеживать изменения, контролировать его, принимать решения – это огромный труд! Добавьте к перечисленному и то, что пилот просто не имеет право на ошибку. Но все это – совсем не большая плата за полет на параплане.
*Параплан. он же аппарат – это мягкое двухоболочковое крыло, надувающееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха.
Спорт
Андрей Судаков. «В парапланерном спорте есть три основные дисциплины: маршрутные полеты, купольная акробатика и точность посадки. Самый зрелищный вид, конечно, акробатика, но она очень опасна и требует от пилотов большого мастерства, богатого опыта и отличного здоровья, чтобы переносить все перегрузки. Я участвую в соревнованиях по маршрутным полетам. Задача спортсменов здесь – как можно скорее пройти маршрут через все обозначенные поворотные точки.
Парапланерные соревнования – очень напряженная и опасная штука. Спортивные парапланы развивают скорость до 75 километров в час и имеют удлинение 7,5 единиц. Чем больше удлинение, тем выше аэродинамические характеристики аппарата, но тем более требователен он к пилотированию. Ошибок такое крыло не прощает. Если более простые классы парапланов проходят сертификацию по безопасности, то спортивные аппараты испытываются только так называемыми нагрузочными тестами. Крыло просто тянут за грузовиком и смотрят, чтобы оно не разрушилось при определенной скорости. Вообще, аппарат живет года четыре. Все зависит от того, в каких условиях он эксплуатируется. А спортивный параплан просто морально устаревает года за два.
Зона риска
Безопасность полетов очень сильно зависит от погоды, и здесь ответственность во многом ложится на организаторов соревнований. Вовремя не отменить задание или открыть упражнение, значит поставить компетиторов в трудные условия, с которыми они могут не справиться. Иногда просто не хватает высоты, чтобы выправить аппарат, выйти из опасной ситуации. Если пилот видит, что он за остаток высоты не справится, то он применяет запасной парашют и спускается на нем. Андрей Судаков: «Только не надо забывать, что запаска гарантирует жизнь, но не здоровье. В большинстве случаев она неуправляемая, поэтому пилот не знает, куда приземлится. И если подходящего места для приземления нет, то человеку приходится развязывать запутавшийся параплан. Получается практически неуправляемое падение, и за остаток высоты нужно суметь привести аппарат в норму, чтобы лететь дальше».
Мне бы в небо!
Андрей Судаков: «Когда меня спрашивают, как долго длится обучение, я отвечаю, что все зависит от того, насколько быстро Вы умеете учиться. Примерно в течение года ученик становится самостоятельным пилотом. На первом занятии я рассказываю про устройство аппарата, принципы управления, основы безопасности и на земле учу управлять крылом: поднять его, подержать в воздухе. Если все хорошо получается, дальше отрабатываем взлет и посадку, повороты. Исправляя свои ошибки, ученик понимает, как управляется параплан. На следующих занятиях я сообщаю какие-то дополнительные сведения и слежу за тем, как проходят полеты. Чем больше человек занимается, тем быстрее у него вырабатываются рефлексы, которые потом помогают пилоту в воздухе. Такое пилотирование называется активным. В управлении парапланом много тонкостей, так что без инструктора учиться летать очень опасно. Недаром говорится, что всякое наставление по полетам написано кровью. Неопытным пилотам можно подниматься в воздух только под присмотром человека, который знает, что делать в той или иной ситуации».
Научиться летать можно в Нижегородском парапланерном клубе. Базовый курс обучения включает 10 занятий. После его прохождения начинающий пилот сможет самостоятельно парить у склонов под руководством инструктора. При необходимости Андрей Судаков проводит дополнительные занятия, ведь самым главным и в обучении, и в совершенствовании мастерства является практика. Как говорят инструкторы парапланерного клуба, самостоятельным пилот становится, приобретя опыт не одного десятка полетных часов, побывав в разных погодных условиях, а главное – перестав волноваться в воздухе.
Если Вы хотите полетать на параплане. не тратя время на обучение, то к Вашим услугам двухместный аппарат, который поднимет Вас в небо вместе с опытным инструктором. Во время полета пилот расскажет, как управлять парапланом и даже на время может «дать порулить»! Полеты проходят по выходным, как в Нижнем Новгороде, так и за его пределами, их география зависит от направления ветра и определяется непосредственно в день полетов. Самые популярные склоны для старта парапланеристов – высокий берег Оки в парке Швейцария в районе остановки Сурикова и Окский съезд.