котельников парашют
Глеб Котельников
Сегодня профессионалы и любители парашютизма отмечают свой праздник
В дальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, которые были приняты на вооружение ВВС. В 1923 году он выпустил полужесткий ранцевый парашют «РК-2», позже появилась модель «РК-3» с мягким ранцем. Котельников первый разработал парашют, который мог опускать на землю грузы, коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов и т.д. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
Глеб окончил военное училище и, прослужив три года обязательной службы, ушел в запас – служил акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. В 1910 году он вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома.
Предвидя будущее развитие и использование парашютов, Глеб Евгеньевич в 1924 году сконструировал и запатентовал корзинное спасательное устройство РК-4 с куполом диаметром двенадцать метров. Данный парашют был предназначен для сбрасывания грузов весом до трехсот килограмм. В целях экономии материала и придания большей устойчивости модель была выполнена из перкаля. К сожалению, применения данный тип парашюта не получил.
Подготовив все необходимые чертежи ранцевого парашюта, Котельников приступил к созданию первого опытного образца и одновременно специальной куклы. Несколько дней в его доме шла напряженная работа. Очень помогала изобретателю его супруга — целые ночи она просиживала, сшивая замысловато раскроенные полотна материи.
В сентябре на окраине Петербурга, на Комендантском поле, проходил Всероссийский праздник воздухоплавания, первые авиационные состязания русских летчиков. Посмотреть полеты собирались тысячи зрителей.
Праздник уже подходил к концу, когда произошла ужасная трагедия. Аэроплан капитана Мациевича разрушился в воздухе, на высоте четырехсот метров. Пилот выпал из машины и разбился.
Демонстрация парашюта происходила в окрестностях Парижа. Манекен был сброшен с воздушного шара. А спустя неделю — с высокого моста через реку Сену. А 5 января 1913 года жители французского города Руана стали свидетелями неожиданного зрелища. С огромного пятидесятиметрового моста, переброшенного через Сену, прыгнул человек. Сначала он камнем полетел вниз, затем над ним раскрылся огромный шелковый купол, бережно опустивший его на воду. Парашют сработал блестяще. Отважного испытателя, студента Петербургской консерватории Оссовского нашел Ломач. Хотя оба раза испытания прошли удачно, но приза русский изобретатель не получил. Его выдали французу за менее совершенный парашют. Но русское изобретение все же получило признание за рубежом. Парашют Котельникова был запатентован во Франции, считавшейся родиной воздухоплавания.
Авиациянинг равнақ топиши парашют тараққиётининг янги босқичи бошланишига туртки берди. Учувчи Мациевичнинг ҳалокатига шоҳид бўлган рус актёри Котельников кучли руҳий ларзани бошдан кечирди. Халтага жойланадиган ва учувчи танасига маҳкамланадиган биринчи парашютни ихтиро этган Котельниковга 1911 йилда патент берилди. Унинг ушбу ғояси парашютлар лойиҳалари ишлаб чиқилишида турли мамлакатларда кенг қўлланила бошланди. АҚШда Ирвин томонидан яратилган парашютлар қўлланилган бўлиб, ушбу мамлакат учувчиси лейтенант Гаррис 1922 йил 22 октябрь куни биринчи жаҳон урушидан сўнг, синов давомида парчаларга бўлиниб кетаётган самолётдан парашют билан сакраб, жон сақлаб қолган дунёдаги биринчи инсон бўлди.
Умуман, ушбу афсона ва ривоятларнинг барчаси ягона бир ғояни, у ҳам бўлса – инсон ҳавода муаллақ осилганча парвоз эта олишини илгари суради. Парашютга илк бор XIII асрнинг атоқли гуманисти Роджер Бекон томонидан таъриф бериб ўтилган. Бекон ўзининг «Санъат ва табиатнинг махфий асарлари тўғрисида»ги тўпламида учадиган машиналарни ясаш мумкин эканлигини эътироф этиб, ботиқ юза ёрдамида ҳавога осилиш имкони борлигини таъкидлаб ўтган. Парашют тўғрисидаги ғоя ва унинг конструкцияси XVII аср бошида олим Фауст Веранчионинг китобида баён этилган. У ўзи ясаган парашют билан илк бор 1617 йилда унчалик баланд бўлмаган минорадан сакраган эди.
На початку ХХ у великих містах Російської імперії часто проводилися показові польоти перших літальних апаратів. Гліб Євгенович, з дитинства люблячи техніку, не міг не зацікавитися авіацією і часто їздив на Комендантський аеродром. Під час чергового «авіаційного тижня» він разом із сотнями глядачів став свідком трагічної загибелі авіатора. Відомий льотчик Мациєвич, не втримавшись на сидінні, вилетів з кабіни літака на висоті 400 м і розбився. Це була перша втрата російської авіації. Приголомшений Котельников прийняв тверде рішення – сконструювати для пілотів спеціальний рятувальний пристрій, що має безвідмовно функціонувати в повітрі.
Він не відступив і твердо вирішив добитися на батьківщині офіційних іспитів. 2 червня 1912 провів іспити парашута на міцність матеріалів і перевірив силу спротиву купола. Для цього прикріпив свій пристрій до буксирувальних гаків автомобіля. Розігнавши машину до 75 км/год., конструктор смикнув спускове кільце. Парашут миттєво розкрився, а автомобіль одразу зупинився силою спротиву повітря. Конструкція повністю витримала, пошкоджень строп і матерії не було виявлено.
Амалий машғулотлар: Ракета моделларини учириш учун ердаги старт жиҳозларини тайёрлаш. Намойиш учун ракета моделлари парвозлари.
Стандарт юк ҳақида тушунча бериш. Стандарт юкларни тайёрлаш технологияси.