Люблю щекотать свои нервы, чувствовать вкус адреналина и волноваться. У моего организма есть зависимость от этого, хочется постоянной эмоциональной встряски — именно это вносит цвет в жизнь и заставляет придумывать новые способы. Весной мимолетно родилась идея о парашюте и прыжке с ним. Тогда это казалось диким и сумасшедшим, совершенно неоправданным риском. Мне уже давно было интересно испытать свободное падение, ведь на крышах ты всегда в шаге от него. В конце лета эта мысль посетила меня вновь — момент был подходящий, и я загорелся. В первые выходные сентября сделал шаг в неизвестность с высоты 4000 метров.
1. У меня была рекомендация от знакомого про АТСК «Сокол», но решил все-таки изучить предложения в этой сфере. Введя в гугл запрос «прыжок с парашют Нижний Новгород», я был удивлен разнообразием. Около 5-6 компаний предлагают прыжки с парашютом, причем цены у всех одинаковые. Показалось странным, но ладно. Когда стал смотреть географию расположения, чтобы определиться, куда удобней ехать, все стало понятно: большинство объединились и теперь базируется на территории Нижегородского областного авиационного клуба им. Баранова, который расположен на въезде в Богородск. АТСК «Сокол» теперь тоже там. За ними не числиться ни одной смерти — это главный фактор при выборе. Для меня и тех, кто никогда не прыгал, существует всего два варианта: прыжок на десантном (круглом) парашюте и прыжок в тандеме с инструктором. Между ними большая разница в цене и в свободном падении. Грубо говоря, в первом прыжке свободное падение отсутствует, а у второго — целых 50 секунд. Если уж летать, то летать по-настоящему! Поэтому я выбрал прыжок в тандеме.
Прыжки выполняются с пятницы по воскресенье. В последние выходные августа была низкая облачность с приходящим и уходящим дождем. Пришлось ждать целую неделю, чтобы повторить попытку. Позвонив с утра по телефону, в очередной раз спросил про погоду — она была летная! Это меня безумного обрадовало, ждать уже не было сил, еще бы неделю я не выдержал, перегорел бы. По приезду в аэроклуб подписал бумаги, прошел врача, отдал деньги и назначили мне инструктора. Инструктор подобрал мне комбинезон, который почему-то был на несколько размеров больше и висел на мне. «Так надо» — сказал он мне. И черт с ним. Самолет только улетел, поэтому до следующего взлета было минут 40. Я пошел гулять по территории.
2. Основные прыжки выполняются на Turbolet L-410. Универсальный двухмоторный самолет с укороченными взлетно-посадочными характеристиками. Но в распоряжении имеется и Ан-2, с которого выполняются те самые скучные прыжки на десантном (круглом) парашюте.
Комбинезон мне понравился.
3. Можно полетать на Самолете ЯК-52 с перегрузками +7 — -5G при выполнении таких фигур, как петля Нестерова (несведущие люди называют это «мёртвая петля»), переворот, полупетля, различные виды вертикалей с падением скорости до 0км/ч.
4. Инструктажная площадка для желающих первых самостоятельных прыжков. Учат правильно отделять от самолета, а на трехуровневой площадке учат правильно приземляться.
5. Тренажер десантного парашюта Д-6.
7. Атмосфера в клубе крутая. Старички и опытные веселятся и шутят друг над другом, новички воодушевленно рассказывают о впечатлениях от первого прыжка. За время своего ожидания у двух профессионалов были юбилейные прыжки, поэтому были арбузы и всякие вкусности. Я даже наблюдал, как в самолет уносили бутылку шампанского. Как они ее пили?
8. Может только в мой день так было и мне не повезло, но организация у клуба очень плохая. Я прошел всю процедуру регистрации около 13, а прыгнул лишь в 16. За время ожидания у меня поменялся инструктор, а группа взлета аж два раза. Остался небольшой осадок, хотя время пролетело быстро и незаметно. В итоге я прыгал с 26-летним Рустамом, который первый раз прыгнул в 15 лет, а сейчас у него 1300 с чем-то прыжков. Раньше он был старшим укладчиком парашютов, теперь прыгает в тандемах. На сайте я читал про 15-20 минут инструктажа. На деле мы уложились за пару минут, пока Рустам затягивал на мне ремни. Вот на фотографии он мне объясняет, как нужно будет вываливаться из самолета: провиснуть, прогнуть спину и таз, ноги просунуть между его ног, а руками держаться за ремни.
9. Наш взлет. 5 тандем прыжков. Я шел в самолет одним из первых, спокойно и без напряжения, лишь ремни немного сковывали движения, и мой привычный шаг приходилось делать короче.
10. В самолет все заходят раздельно. На высоте 2500 метров инструктор скомандовал надевать шапочку с очками и начал прикрепляться ко мне карабинами. После этого все подопечные сидели у инструкторов на коленях. Я наблюдал за стрелкой на высотометре, она плавно приближалась к заветным 4000. Самолет наклонился вниз, выравнивая себя горизонтально, в салоне зажегся свет, открылась дверь, салон наполнился холодным воздухом и начались отделения прыгунов. Я прыгал предпоследним, поэтому было достаточно времени посмотреть, как люди вываливаются и исчезают. Инструктор постучал по плечу — нужно было вставать. Мне пришлось продвигаться к выходу на чуть согнутых коленях, т. к. инструктор был ниже меня и ощущал неудобства. Мы подошли к краю, и я увидел бескрайнее белое пространство, образованное фронтом облаков — это добавило загадочности, ведь придется нырять в него. Рустам скомандовал «прогиб», и я принял положение, показанное на 8 фотографии. Отделились. Сразу же потерялась связь с пространством, исчезли звуки, мы вроде бы кружились, потому что я на секунду увидел глазами самолет, но ощущения вращения не было. Рустам стабилизировал наше положение, теперь мы приближались к облаку. Падение проходит при 200 кмч, образуя сильный воздушный поток. Стоит открыть рот, как воздух сразу же заполняет всю полость, поэтому даже ощущаются некоторые проблемы с дыханием. Свои ощущения в момент падения описал бы так: «мать вашу, что происходит». Пока пытался переваривать все происходящее, мы провалились в облако. Летая на самолете, я не раз наблюдал облака в иллюминатор и хотел ощутить их кожей. Это была моя давняя мечта. Облако похоже на густой туман, при вхождении в которое становится заметно холоднее. Иногда внутри бывает град, что малоприятно для прыгающих. Туман закончился также быстро, как начался. Я увидел землю, инструктор подал сигнал, что выпускает парашют, мне нужно было сложить руки на груди. У меня были мысли, что появление парашюта сопровождается резким рывком, но его не было. Все наоборот было мягко, слегка потянув меня вверх. Началась скучная часть прыжка. Если снижение с 4000 до 1500 в свободном падении мы преодолели за 50 секунда, то оставшиеся 1500 метров нам предстояло парашютировать около 6 минут. Поправив ремни ног и выдвинув их ближе к коленям, я принял положение «на туалете» для более приятного времяпровождения.
11. И вот мне остались последние метры. Рустам сказал «ноги», и я обхватил свои ноги руками и поднял их как можно выше. Это нужно для того, чтобы инструктор касался земли первым.
12. После приземления все складывают парашюты. В среднем укладываются минут за 10-15.
13. Пожалуй, прыжок с парашютом — ачивка, которую нужно обязательно в жизни заработать. Ощутить все прелести свободного падения с первого раза не получится, потому что в воздухе слишком много всего происходит, чтобы сразу чувствовать себя спокойно. Пробуйте! Это не страшно.