На 60-70м прыжке наступает очередной этап вашей парашютной карьеры — вы задумываетесь, как купить парашют. Задумываться раньше смысла нет, потому что ошибка обойдется дорого в прямом смысле этого слова. «Прыжки с парашютом не слишком распространенный вид спорта и отдыха. Если сравнивать с теми же горными лыжами или сноубордингом. В советское время прыгали активнее, потому что была господдержка. Сейчас каждый платит за себя сам. А это серьезная финансовая нагрузка. Свой парашют — это дорогое удовольствие. И купить парашют — не в магазин через дорогу сходить» (Андрей Воронин ).
«Выбор парашюта, как и выбор автомобиля, очень индивидуален. Весь мир летает на крыле. Десантные круглые парашюты — это прошлый век. Но крыло может иметь огромное количество модификаций — прямоугольные, полуэллипсы, эллипсы. И тут главное понимать, чего же ты хочешь. Под разные задачи — разные конструкции» (Андрей Воронин ). При выборе парашюта ведущими являются три взаимосвязанных критерия:
- тип купола, тип парашюта, который хочется купить, загрузка, с которой хочется прыгать, опыт, который вы успели приобрести.
Тип купола определяется целями парашютиста. Под некоторые задачи (например, прыжки с парашютом на точность приземления, купольная акробатика) существуют специализированные парашюты. Есть купола с относительно медленной скоростью реакции на действия парашютиста. Они позволяют безопасно приземляться, на малых скоростях. Кто-то выбирает опасные 9-секционные эллиптические парашюты. «Такие купола для тех, кто предпочитает высокую скорость и интенсивность реакции на свои действия. И это не значит, что такой парашют лучше. Он реально под другие задачи. Их нельзя сравнивать с 7-секционным. Все равно, что сравнивать Toyota Corolla и спортбайк. Первая — спокойствие, предсказуемость, надежность и солидность. Второй — взрыв мозга. Также и с парашютами. Если ты — на пути к эллипсу, то значит, ты ищешь и, безусловно, найдешь самые острые ощущения» (Андрей Воронин ).
Другая критерий выбора парашюта — загрузка (соотношение массы парашютиста к площади купола). Чаще всего используют американскую систему исчисления, то есть вес парашютиста берут в фунтах (масса в кг/0,45), площадь — в квадратных футах. Чем выше показатель загрузки, тем экстремальнее будут прыжки на таком куполе. Также загрузка связана с количеством совершенных прыжков — чем меньше опыт парашютиста, тем меньшую загрузку надо ему для себя подбирать. «В таком деле не стоит торопиться, повышайте свой уровень постепенно, понемногу, прыжок за прыжком. И со временем вы будете прыгать с загрузкой до 2,5 и даже больше» (Андрей Воронин )
Наконец, при выборе парашюта надо обращать внимание на легкость открытия купола, на простоту его укладки и на его ресурс. Вполне допускается купить не новый, а уже пользованный (б/у) парашют. К сожалению, нет способа определить точное количество прыжков по внешнему виду купола. В России, по крайней мере, парашютисты обязаны записывать эти прыжки в паспорта на парашюты. А за рубежом такого требования нет. Поэтому желательно, чтобы при покупке «с рук» рядом стоял профессионал, которому вы доверяете. Он сможет указать вам на проблему в покупаемом парашюте, о которой вы даже не подозреваете. Конечно, вариант с профессионалом исключается, когда вы покупаете парашют по Интернету. Например, в США или Европе. «Свой первый парашют я покупал «с рук», три последующих по Интернету в Америке. Есть специальные сайты. Тут важно задать грамотные вопросы. На английском языке, естественно» (Андрей Воронин ).
Есть еще один способ купить хороший парашют. Для этого надо просто взять статистику, какие купола наиболее популярны среди парашютистов в мире. Фаворитами не становятся просто так, особенно в прыжках с парашютом. Раз популярный, значит и вам подойдет, особенно если у вас нет каких-то специфических притязаний. Так легко и просто вы воспользуетесь совокупным опытом всех прыгавших до вас.
ВСЕГДА ПРИ ВЫБОРЕ СНАРЯЖЕНИЯ СОВЕТУЙТЕСЬ С ВАШИМ ИНСТРУКТОРОМ.