Base JumpingБейсджампинг (англ. BASE jumping ) — экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов.

B. A.S. E. — акроним от английских слов:

  • B. – building – здание (ветер сзади и с боков)
  • A. – antenna – антенна (ветер сквозь)
  • S. – span – балка, мост (ветер снизу)
  • E. – earth – земля (ветер над)

Это перечень основных типов объектов, с которых выполняются прыжки. Спортсменов называют бейсджамперами (от англ. basejumper ) или просто бейсерами. Бейсджампинг считается наиболее опасным видом прыжков с парашютом и на текущий момент рассматривается как крайне экстремальный спорт.

Истоки

Использование парашютов для спуска с неподвижных объектов насчитывает почти 900-летнюю историю, хотя это практиковалось нечасто. В отличие от большинства прыжков, осуществленных с XII столетия, BASE Jumping предполагает прыжки c изначально уложенным парашютом. При этом пригодным для прыжков считается все то, что неподвижно, вертикально или представляет собой объект, расположенный над неким пространством. С конца XVIII и на протяжении XIX века появление управляемых человеком воздушных шаров сместило акцент в развитии парашютного спорта в сторону прыжков с летательных аппаратов. Лишь в 20 веке прыжки с неподвижных объектов вновь стали обретать актуальность в качестве некоего подвида парашютного спорта. В начале XX века состоялся прыжок с моста и памятный static-line* прыжок каскадера со Статуи Свободы. Позже очевидным стало самое непосредственное участие вооруженных сил США в развитии прыжков с объектов: накануне второй мировой войны были установлены специальные тренировочные парашютные вышки. С другой стороны, прыжки такого рода осуществлялись в спортивных целях также и гражданскими лицами. К началу 60-х годов XX века развитие парашютного спорта привело к тому, что опытные скайдайверы стали больше интересоваться прыжками со статичных объектов. Количество прыжков возрастало год от года. Частыми стали прыжки с утесов в итальянских Доломитах, с утеса El Capitan в национальном парке Йосемите, с кранов нефтяных скважин, мостов. К сожалению, статистика этих прыжков велась плохо. Известно лишь, что прыжки осуществлялись при помощи круглых парашютов. Попытки эти не всегда были успешными. Уже в следующем десятилетии BASE начинает превращаться в самостоятельный спорт. В 1970 году парашютист Дон Бойлс совершил успешный прыжок с моста Royal Gorge в Колорадо c высоты 1053 фута. Прыжок был осуществлен с помощью стандартного военного дополнительного контейнера В-4 и стандартного военного запасного круглого купола. В следующие пару лет Рик Сильвестр совершил три прыжка с утеса El Capitan при помощи треугольного купола Thunderbow. Сильвестр был опытным лыжником и начинающим скайдайвером. В 1976 году он совершил трюк для сериала о Джеймсе Бонде, использовался круглый парашют, прыжок осуществлялся с горы Асгард, высотой 3600 футов, на Баффиновой земле в Канаде. Как раз в то время был разработан новый, более удачный прямоугольный парашют. В 1975 году Оуэн Куин, используя круглый парашют, совершает прыжок со 110-этажного здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Этот прыжок получил широкую огласку. Однако, именно прыжки с утеса El Capitan стали важным катализатором популяризации прыжков с неподвижных объектов в ближайшие несколько лет. В 1977 году участники небольшой группы скайдайверов, некоторые из которых были опытными дельтапланеристами, поняли, что, благодаря новым прямоугольным парашютам, обеспечивавшим более высокие полётные характеристики, удастся вновь опрыгать El Capitan, приземляясь уже не на скалы и деревья, а спланировав на луг. Эту задумку планировалось осуществить в следующем году. Идея была в том, чтобы отойти от прыжков с ЛА (летательных аппратов) и вернуться к истокам — прыжкам с фиксированных объектов, как это делалось до 18 века.

Популяризация

В 1978 году, 18 августа, после года исследований Карл Бёниш и трое других опытных скайдайверов совершили первый современный прыжок. Так появился BASE Jumping. В прыжке использовалось обычное скайдайверское оборудование: современная двухконтейнерная система с круглым запасным парашютом и прямоугольным основным, стандатрной системой отцепки свободных концов (3 накладных кольца), ножными обхватами с В-12 карабинами или без оных и стандартным 36-дюймовым вытяжным парашютом уложенным в карман. К сожалению, El Capitan находится на территории национального парка Йосемите, администрация которого требовала «ответственной санкционированной организации» той или иной деятельности, что неожиданно стало на протяжении многих лет главным препятствием. После того, как Национальная парковая служба (НПС) обратилась в Ассоциацию парашютного спорта США (USPA), выяснилось, что USPA не знает о существовании практики такого рода прыжков и не может их санкционировать, поскольку высота, с которой планировалось прыгать, не соответствует стандартам безопасности USPA. Таким образом, Ассоциация отказалась содействовать решению возникшей ситуации. Руководство парка оказалось неспособно работать с частными лицами, более того, была принято решение противодействовать прыжкам на территории, находящейся под его юрисдикцией. Начались аресты под предлогом якобы имеющего места нарушения Кодекса федеральных норм, статьи 36, пункты 2.2 и 2.36, регулирующих прыжки и использование воздушного пространства. Прецедент был создан, и Национальная парковая служба стала источником проблем с законодательством как в Йосемите, так и на всей территории всей системы национальных парков. Тем не менее, фото и кинозаписи первых прыжков получили широкое распространение в скайдайверском сообществе, что вызвало волну энтузиазма далеко за пределами парка. К концу 1979 года, не смотря на юридически проблемы, было совершено более 50 прыжков. Джамперы из уст в уста передавали необходимую техническую информацию, хотя и далекую от совершенства. Между тем, El Capitan стал благоприятным местом для прыжков, и скайдайверы имели возможность получить базовые сведения и совершить безопасный прыжок. Количество прыжков возрастало, стало очевидно: скайдайверы и публика вдохновлены прыжками, и так будет продолжаться и дальше. Главный смотритель в Йосемите Билл Вендт искренне попытался помочь прыгавшим организовать их деятельность так, чтобы она соответствовала принятым нормам, что позволило бы выдать прыгающим пропуск. В начале 1980 года USPA пришла к мнению, что такого рода прыжки могут быть включены в ее ведение. Прыгуны к тому моменту уже объединились в некое подобие соообщества, что по их мнению было попыткой сотрудничества с властями парка. В результате 1 июля 1980 года было выпущено первое разрешение на прыжки с Capitan. В последующие 9 недель было совершено 372 прыжка. Однако, не все было гладко: несколько происшествий, конфликтных ситуаций, ущерб, наносимый парку, стали результатом недостатка необходимой информации для возраставшего числа желающих прыгать. Кроме того, административные обременения свели на нет программу сотрудничества властей и джамперов, что, как выяснилось со слов тогдашнего главы парковых властей Боба Бинньюиса, и было его целью. Поскольку организации у джамперов с фиксированный объектов тогда не было, а USPA спешило избавиться от возникшей проблемы, 9 сентября 1980 года разрешение на прыжки стало недействительным. Прекратив выдавать разрешения, чиновники НПС при этом не могли определить то период, после которого прыжки все же можно будет разрешить, сколько времени понадобится на организационные изменения. В любом случае, прыжки не прекратились бы, но стали бы незаконными, а нормы безопасности не соблюдались бы. Но развитие этого вида спорта продолжалось. Теперь акцент был сделан на технике прыжков и поиске иных мест и объектов для них.

Распространение

1979 и 1980 годы стали революционными для прыжков с фиксированных объектов. Это был период, когда все большее число скайдайверов пробовали свои силы в прыжках, не предполагающих те или иные летательные средства. Именно тогда была заложена основа для дальнейшего развития этого вида спорта, чему особенно способствовали кино и видеозаписи. В августе 1979 года Джон Ноак, Дейв Блаттел, Робин Хейд и карл Бениш прыгнули с моста Royal George в Колорадо. Бениш, принимавший участие в прыжках с El Capitan 1978 года и отвечавший за организацию и съемки, заснял этот прыжок. До самого последнего дня — 7 июля 1984 года — он осуществлял запись едва ли не всех основных прыжков с фиксированных объектов. На прыжке в Колорадо использовалось то же самое современно оборудование, что и ранее, в 1978 году при прыжках с El Capitan. Между тем, из-за меньшей высоты – 1053 фута и более узкой области приземления, двое прыгнули freefall и двое pilot assist*. Этот способ открытия парашюта показал себя значительно лучше по сравнению с фрифолом. После этого один из джамперов предложил увеличить скорость открытия прямоугольного парашюта, сняв слайдер. Немногим меньше года спустя этот способ был опробован, подтвержден и принят как главный среди вносимых изменений в снаряжение. В 1980 году были проведены некоторые эксперименты со скоростью потока воздуха при отделении. Любители прыжков с фиксированных объектов предположили, что ускорение при отделении способствует как стабильности запуска, так и увеличению расстояния удаления от объекта, с которого совершается прыжок. Идея эта очень походила на прыжки на лыжах: прыгавшего уносило далеко, что ставило его в условия, близкие к прыжкам с самолета. Один из джамперов попробовал прыгнуть с движущегося на скорости 70 км/ч по мосту высотой 450 футов грузовика. Грузовик должен был выехать менее чем на половину длины моста. Планировалось, что прыгавшего унесет далеко, и он сможет раскрыться в наиболее глубокой части ущелья. Прыгавший использовал вытяжной парашют, открывающий круглый купол, свободно уложенный в ранец, закрывающийся шпилькой, прикреплённой к изготовленной дома стренге. Купол вылетел на 45 градусах по отношению к горизонту на не самой впечатляющей высоте, сам прыгун оказался при этом вниз головой в нестабильном положении. Кроме того, дымовая шашка, которую он закрепил на ноге, пожгла часть купола во время открытия. Спустя несколько месяцев, во время прыжков с El Capitan в ходе официально разрешенной серии прыжков, велись наблюдения за прыжками с разбега и обычными прыжками. Два прыжка были сделаны со скейта. Выяснилось, что это не повышает стабильность отделения, но увеличивает удаление от точки отделения. Во второй половине 1980 года любители прыжков сконцентрировали свое внимание на теле — и радиобашнях, втором в США по высоте мосте New River Gorge в Западной Вирджинии и двух утесах – Тролльвеган высотой в 1 милю, Норвегия, и Каньон де Челли в Аризоне высотой 580 футов. Использовалась вся та же экипировка, но техника была усовершенствована. Джамперы получили возможность опробовать новые места и расширить спектр спортивного интереса за счет групповых прыжков, получивших название Relative Work (работы относительно друг друга – групповая акробатика), апробации техник отделения, куполов, проверить особенность экипировки, влияние ветра, сравнить static line со свободным падением. В целом, прыжки с фиксированных объектов оставались близки к прыжкам с самолета почти во всем, за исключением более жестких временных рамок, отделения без потока и открытий парашютов точно по направлению прыжка. Между тем, групповые прыжки стали новым вызовом для спортсменов. Еще во время прыжков с El Capitan стало ясно, что скайдайверская техника, предполагающая совместный прыжок нескольких джамперов взявшихся за руки, не работает. Причиной стала разница в ускорении. Достаточно одному отстать от прыгавшего перед ним на полсекунды, как в воздухе разница в расстоянии между прыгнувшими составляла 10 футов. В идеале прыгавшие должны были отделяться бок о бок и после этого падать с одинаковой скоростью. Кроме того, настоящая RW-техника должна была быть усовершенствована при прыжках с фиксированных объектов. Первые прыжки с 500-футовой стены Каньона де Челли в Аризоне показали поразительный прогресс в развитии прыжков с неподвижных объектов, даже по сравнению с более поздними прыжками, осуществленными там же. 3 октября 1980 года использовался стандартный шпилечный ранец с основным и установленным запасным парашютами и нормального размера вытяжным парашютом. В тот день были со
вершены первые четыре прыжка static-line с использованием 23-футового Piglet – круглого парашюта для сольных прыжков. Прямоугольные парашюты не использовались из-за недостаточной стабильности открытия по направлению, в случае доворота или нестабильной позы. Свободное падение не предполагалось из-за нехватки высоты для раскрытия запасного парашюта в нестандартной ситуации. Напротив, спустя почти 2 года, уже в другом месте, легкий 26-футовый парашют R4-2 из F-111 в комбинации с большим вытяжным парашютом был опробован в свободном падении с 400 футов над водной поверхностью. Свободное падение длилось 3 секунды, открытие произошло приблизительно на середине высоты отделения. В 1983 году, вооружённые новой информацией и экипировкой, джамперы совершили прыжки в каньоне де Челли, выполняя парное отделение, при котором один стоял позади другого, с задержкой соответственно две и четыре секунды. Был произведен также тройной прыжок, когда третий участник прыгнул в тот момент, когда раскрылся первый. Конец 1980 года стал окончанием эры пионеров в прыжках с неподвижных объектов и началом дальнейшего развития. Самая сложная, базовая часть работы по превращению прыжков в спорт была выполнена, что спустя менее месяца стало историей благодаря СМИ, представлявшим прыжки как поиск острых ощущений. Но дальновидные джамперы видели, что ещё до окончания столетия их деятельность станет признанным видом спорта. К тому моменту уже существовала улучшенная экипировка. Численность любителей прыжков в неподвижных объектов насчитывала 500 человек по всему миру.

Развитие

Американская ассоциация Base-jumping’a

В январе 1981 года сокращение BASE было введено для обозначения четырех возможных категорий неподвижных объектов: зданий, антенн, балок и земли. В том же месяце были совершены первые спортивные прыжки со зданий. Кроме того, четверо спортсменов совершили прыжки со всех категорий объектов и получили первые номера base-jumper’ов. Американская ассоциация Base-jumping’a была основана Карлом Бенишем, ее целью является безопасность, развитие и положительный общественный имидж как самих BASE-jumper’ов, так и самого BASE-jumping’a во всем мире. Под BASE-jumping’ом понимается именно спорт, а не трюкачество. Появившееся издание BASE Magazine было задумано как способ обмена мнениями, впечатлениями с каждым, кому интересна концепция BASE-jumping’a. Ассоциация стала информационным и мультимедиа-центром, обеспечивающим информацией и самих спортсменов, и всех заинтересованных лиц.

Снаряжение

Хотя в 1980, 1981 годы все еще использовалось снаряжение для прыжков с самолетов для «одинаково успешного раскрытия парашюта», было разработано более подходящее снаряжение для объектов небольшой высоты, в частности тех, где совершались куда более впечатляющие прыжки, нежели те, что делались с утеса Capitan. Парашют, способный раскрыться быстро – это главное, что нужно спортсмену, совершающему прыжок с неподвижного объекта, поэтому Джим Хэндбюри создал первый липучечный контейнер, переделав его из обычного скайдайверского ранца.

В России первые бейс прыжки были совершены в середине 90-х годов. Пионерами русского бейса считаются несколько спортсменов: Юрий Кузнецов, ныне проживающий в Вашингтоне, Валерий Розов — лидер российского бэйсджампинга, организовавший в 2000 году компанию «Русский Экстремальный Проект» для продвижения BASE в России, а также Денис Ленчевский и Дмитрий Киселев. Популярность бейсджампинга пришла в Россию только в 2004 году, и стремительно продолжает расти до сих пор.

Высота, с которой осуществляется прыжок бейсджампера, может быть от 40 метров до 1000, в то время как обычные парашютисты прыгают с высоты не менее 1000 метров.

Чем ниже объект, тем выше считается мастерство джампера, и тем опаснее прыжок.

Еще одна сложность именно этого вида спорта заключается в том, что раскрыть парашют нужно всего за несколько секунд в самом начале прыжка. Для бейсджампинга используются специально разработанные парашюты, которые значительно отличаются от обычных. В них нет запасного парашюта, так как он не пригодится на столь маленькой высоте, и нет страхующих приборов.

Сложность в бейсджампинге заключается еще и в том, что приземление, обычно, происходит на ограниченные поверхности, и поэтому требует большого опыта от бейсджампера пилотирования парашюта.

Попытки самостоятельных бейс-прыжков без соответствующего оборудования и навыков, как правило, приводят к тяжёлым травмам или смерти.

как сделать парашют в домашних условиях

как правильно приземляться с парашютом

прыжки с парашютом как вид спорта

Комментарии запрещены.

Навигация по записям