Автор: Андрей Арзамасцев(в статье полностью сохранена авторская пунктуация и орфография).

ПРЕДИСЛОВИЕ

(небольшое, но необходимое)

Ну, приступим, помолясь…

Итак, в начале пару слов о том, что же собственно подвигло меня на написание этого опуса. Случилось так, что последние несколько лет мне пришлось заниматься продажей парашютов и парашютного снаряжения в фирме “Аэропрайз”, где некоторые из Вас и могли меня встречать. Работая там я обнаружил, что большая часть времени при работе с людьми уходит на то, что приходится объяснять какие парашюты существуют, для чего предназначены и какой парашют лучше купить. Причина здесь не в отсталости нашего парашютного народа, а в том, что никакой литературы по буржуинской технике на русском языке просто не существует и по сей день, а с английским у нас… вот именно. Поэтому я постараюсь, на основе своего опыта изложить то, что может быть поможет сориентироваться в современном парашютном снаряжении.

Выбор парашюта, как и выбор машины, например, сугубо индивидуален и зависит от личных вкусов, пристрастий, темперамента и т. д. и т. п. поэтому я заранее предупреждаю, что все комментарии – суть мое личное мнение, которое я стараюсь излагать по возможности беспристрастно, и ни в коей мере не претендующее на истину в последней инстанции. Так что если кто не согласен – пишите собственные каталоги, бог Вам навстречу! Это, разумеется, не относится к техническим данным, точность которых – на совести фирмы-производителя.

1.КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ

Сразу хочу определиться — я не ставлю целью рассмотрение ВСЕХ парашютов, но только современных парашютов и ранцев, используемых для выполнения спортивных и учебно — тренировочных прыжков. По поводу спасательных, десантных и проч. – отдельный разговор. Итак, современные парашюты – это как правило парашюты типа “крыло”, которые можно классифицировать по 2 категориям:

1) По конструкции

2) По назначению

1.1 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПАРАШЮТОВ

Конструктивно парашюты можно классифицировать по следующим признакам

1) Количество секций купола (5,7,9,11) и соотношение хорды к размаху (у буржуев это называется – aspect ratio, у нас – удлинение)

2) Форма купола (строго прямоугольная, эллиптическая, и др)

3) Материал из которого изготовлен купол (F-111, ZP, комбинированные купола) и стропы (дакрон, кевлар, микролайн)

Количество секций купола и удлинение

Количество секций является одним из основных признаков определяющих данные купола. Строго говоря, определяющим является даже не количество секций, а удлинение, т. е. соотношение между расстоянием от передней кромки до задней, и расстоянием от правого края купола до левого, хотя, в принципе, смысл остается тот же. В настоящее время 5-и секционные купола не выпускаются, так что на них я останавливаться не буду, а перейду сразу к 7-и и 9-и секционным куполам. 7-и секционные купола имеют удлинение в среднем 2,0 (варьируется в различных моделях куполов от 1,9 до 2,25). 9-и секционные купола имеют удлинение в среднем 2,6 (варьируется в различных моделях куполов от 2,4 до 3,18)Общая зависимость данных парашюта от количества секций примерно следующая:

При малом удлинении (7-и секционные купола) купол имеет относительно небольшую горизонтальную скорость, значительно медленнее в разворотах, теряет в разворотах меньше высоты, при этом его труднее ввести в свал, быстро останавливается, он гораздо более устойчив на всех режимах работы строп управления, что особенно ценно для точностных куполов.

При большом удлинении (9-и секционные купола ) купол имеет большую горизонтальную скорость, гораздо быстрее входит в развороты, в которых теряет больше высоты чем 7-и секционники, режим работы как правило короче, купол гораздо легче ввести в режим свала, он более эффективно тормозится, но имеет тенденцию планировать какое то время, пока не потеряет горизонтальную скорость при приземлении.

Первые парашюты “крыло” имели чаще всего 5 и 7 секций, позднее 5-и секционники были вытеснены 7-и секционными куполами, в настоящее же время подавляющее большинство основных куполов составляют 9-и секционные купола, оказавшимися наиболее оптимальными. Несколько лет назад выпускался так же 11-секционный купол AR-11, но купол получился не очень удачным т. к. слишком большое удлинение стало влиять на устойчивость купола, и их производство было прекращено.

Ткань и стропы

До начала 90-х годов купола шились из ткани низкой проницаемости F-111 (или PF-2500 во Франции), позднее стали использовать так же ткань нулевой проницаемости ZP-3 (PF-3000 во Франции). На сегодняшний день выпускаются купола как из F-111 так и из ZP-3, а так же комбинированные купола, сшитые из обеих видов ткани. Купола из нулевых тканей обеспечивают куполу значительно лучшие полетные характеристики, а также позволяют использовать купол меньшей площади для того же веса.

В 80-х годах большая часть куполов имела стропы из дакрона (в наших палестинах это называется капроном), и некоторые купола имели стропы из кевлара (почти тоже самое что СВМ). Дакроновые стропы были более толстыми, но могли растягиваться, смягчая нагрузку при раскрытии. Кевлар позволял сделать стропы более тонкими, но они получались более жесткими и не пружинили при открытии, кроме того они были более дорогими. 90-х годах в употребление вошли стропы из микролайна, которые были при одинаковой толщине в несколько раз прочнее, что давало возможность делать стропы гораздо тоньше. В настоящее время на большинстве спортивных и запасных куполов используются именно стропы из микролайна.

Форма купола

До начала 90-х годов купола имели практически одинаковую форму – прямоугольник с большим или меньшим удлинением, но после появления прямоугольных куполов из ZP, которые были пределом того, что можно было получить от куполов такой формы, следующим шагом вперед стал выпуск куполов более зауженых к краям. Одним из первых серийных парашютов непрямоугольной формы был "Blue Track", производства фирмы "Parachute de France".

Благодаря такой форме купола, широкой в центре и зауженной к краям, купол стал более маневренным и скоростным, а так же выяснилось, что, при соответствующем разгоне, купол позволяет выполнить подлет при приземлении до 20-30 метров, а так же использовать купол меньшей площади для того же веса. Дальнейшим развитием этой идеи стали купола с формой приближенной к эллипсу, которые начали выпускаться серийно в Америке.

Позднее стали делать изогнутой так же и переднюю кромку, т. е. купол становился еще более похожим на эллипс. В эллиптических куполах из тканей нулевой проницаемости еще больше проявились скоростные и маневренные качества, которые позволяла достичь такая форма, и на сегодня они являются самыми скоростными, самыми маневренными, а также позволяют использовать купола с максимально возможной удельной нагрузкой, т. е. самого маленького размера для вашего веса. Должен сразу отметить, что прыжки на таких куполах требуют гораздо большего опыта, осторожности и трезвого расчета, т. к. ошибки в пилотировании купола, особенно на малой высоте, могут привести к очень серьезным последствиям.

Развитие производства основных куполов шло по пути улучшения их полетных характеристик, комфортности в использовании, а также уменьшения их размера. Кроме перечисленных в настоящее время также выпускаются 7-и секционные эллиптические купола из нулевых тканей, но к ним мы вернемся позднее. Общая эволюция куполов выглядит приблизительно так:

ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ КУПОЛА ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ КУПОЛА

5 – 7 – 9 секций 9 – 7 секций

Удлинение до 3,0 Удлинение до 3,18

На сегодняшний день наиболее распространенными куполами являются прямоугольные 9-и секционные купола из F-111 и ZP, а также эллиптические 9-и секционные купола из нулевых тканей.

КЛАССИФИКАЦИЯ КУПОЛОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Собственно говоря можно было и не писать предыдущую главу, т. к. марок парашютов производится не так уж и много и их можно было бы просто перечислить, но это было сделано на тот случай, если Вам придется столкнутся незнакомым куполом. В этом случае, исходя из его данных – количества секций, удлинения, формы купола и материала из которого он изготовлен, Вы уже сможете примерно представить себе что он из себя представляет. Однако, хотелось бы подчеркнуть, что полностью оценить купол можно только выполнив на нем несколько прыжков и почувствовав что это такое. Вообще купола можно разделить на 2 основных категории – специализированные и общего назначения. Под специализированными куполами подразумеваются купола которые полностью проявляют заложенные в них конструктивные возможности именно в том виде прыжков, для которого они предназначены, или, другими словами, там где работа выполняется ПОСЛЕ открытия купола. Купола общего назначения, соответственно, используются там, где работа выполняется в свободном падении, т. е. ДО открытия парашюта.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КУПОЛА

К таким куполам относятся, прежде всего, купола для купольной акробатики и классической точности, а также сюда можно было бы отнести запасные парашюты.

Купола для купольной акробатики

Современные купола для купольной акробатики представляют собой 7–и секционники из ZP или PF-3000, с удлинением от 1,89 до 2,25, снабженные специальной системой уборки вытяжного парашюта. В свою очередь они подразделяются на купола для формаций и купола для перестроений. Раньше такого деления не было, но когда формации стали достигать 30-40 человек, стал актуальным вопрос о создании куполов специально для построения формаций. Это не значит что на куполах для перестроений нельзя прыгать на формации и наоборот, но наилучшие результаты достигаются именно при использовании специализированных куполов. Это не значит так же, что невозможно прыгать на купольную на 9-секционных куполах, и России некоторые так делают, прыгая купольную на “Радарах”. Правда это не потому что купола такие хорошие, а просто у людей нет денег на нормальную технику. Ну что же – “Безумству храбрых…”

К современным куполам для купольной акробатики относятся:

AR-7R; PRODIGY; EXPRESS; LIGHTNING ; INTERCEPTOR; MATRIX; CONTACT 3000; DIAMOND; RUBIS; TRIATLON

Купола для точности

Конструкция куполов для точности претерпела очень мало изменений с того момента, как их начали выпускать. Известный всем Пара-Фоил, например, выпускается практически в том же виде с 1979 года.

Эти купола представляют из себя 7-и секционники из F-111, с удлинением около 2,0, толстым профилем, и характерными большими косынками на нижней кромке. Кроме того, они имеют очень большой объем в уложенном виде и вес, поэтому классики предпочитают иметь два системы – одна для точности и другая, поменьше, для прыжков на индивидуальную акробатику (Это правда кому как финансы позволяют). Отличительными чертами точностных куполов являются относительно небольшая скорость и маневренность, а также устойчивость купола во всех режимах работы вплоть до свала.

К современным точностным куполам относятся: PARA-FOIL ; CLASSIC; PROFILE

Запасные парашюты

Современные запасные парашюты в подавляющем большинстве представляют собой 7-и секционные купола из F-111, с удлинением от 2,0 до 2,26, сконструированные таким образом, чтобы занимать возможно меньший объем в уложенном виде без потери прочностных и полетных качеств. Иногда встречаются также ранее выпускавшиеся 5-и секционники и круглые запаски.

Запасные парашюты:

5-и секционные: SWIFT; SOS

7-и секционные: PD-R ; MICRO RAVEN;TEMPO; SWIFT+; STELLAR; MINI CRIKET; CRIKET; FIREFLIGHT; MAVERICK;FURY; SHARPCHUTER; EAGLE; TRANSFAIR; MINIMAX; TECHNO

Круглые: PIONER; LO-PO; FANTOM

Купола общего назначения

Как уже упоминалось выше, такие купола используются там, где вся работа выполняется в свободном падении, и купол нужен только для приземления. Естественно, что препочтением в этом случае пользуются парашюты с наилучшей управляемостью, наибольшей скоростью и наименьшим размером (Это для подавляющего большинства парашютистов, некоторым, говорят, нравится наоборот – поболее и помедленнее, но я пока таких не встречал).

Я не буду перечислять названия куполов общего назначения ибо их много и Вы найдете всю информацию в каталоге. По умолчанию понимается, что если купол не отнесен ни к одной из специализированных категорий – это купол общего назначения. Здесь, правда, тоже не все так однозначно, но об этом — ниже.

Критерии выбора парашюта

Итак. Прочитав предыдущую часть и, естественно, ни черта из нее не поняв, мы переходим собственно к тому как выбрать себе парашют. На мой взгляд самыми важными в этом деле являются три вещи:

1) Какой тип купола Вы бы хотели иметь

2) С какой загрузкой Вы хотите прыгать

3) Ваш уровень опыта

Далее мы по порядочку и разберем все эти пункты. Итак:

Тип купола

Как я уже упоминал выше, первое что необходимо сделать – определить, а для чего собственно этот купол Вам нужен. Если речь идет о прыжках на купольную или точность, вопросов не возникает, ибо эти купола имеют строгую специализацию и выбор, собственно, не так уж и велик. Однако, когда речь заходит о куполах общего назначения, вопрос становится сложнее. Здесь придется ввести еще одну классификацию, теперь уже для куполов общего назначения, а именно: общий класс, высокий класс и высший класс.

парашют д 6 как

как раскрывается парашют

как сшить парашют

Комментарии запрещены.

Навигация по записям